Задвижки и затворы — это запорные устройства, которые применяют в технологических линиях гражданского и промышленного назначения при транспортировке газообразной и жидкой рабочей среды. Оба изделия предотвращают движение продукта по трубопроводу, но отдельные конструктивные элементы отличают их функционал друг от друга.
Конструкция задвижки
Задвижка, как и затвор, — это запорный механизм, но в отличие от последнего она выполняет функцию плавной регулировки интенсивности потока рабочей среды. Для этого затвор — деталь, выполняющую барьерную функцию, опускают с помощью шпинделя на нужную высоту перпендикулярно оси трубопровода.
Конструкция арматуры включает в себя следующие элементы:
- металлический корпус с двумя концами, которые крепят фланцевым, сварным или муфтовым способом к трубам одинакового диаметра;
- два седла, между которыми находится затвор;
- узел управления, обычно это шпиндель с резьбовой гайкой.
Пример схемы задвижки
Изделия отличаются высокой герметичностью, поэтому их используют в линиях с небольших диаметром труб: водо- и нефтепроводах. К недостаткам относят большую строительную высоту монтажа, вследствие чего усложняется ремонт и обслуживание.
Конструкция затвора
Главная функция затвора — ограничение движения продукта в магистрали. Большинство моделей ограничено указанным функционалом, но в ряде случаев они могут регулировать интенсивность потока путем выставления клапана в промежуточном положении.
Изделие состоит из следующих частей:
- металлический корпус в форме цилиндра;
- дисковый клапан, который выполняет блокирующую функцию;
- уплотнитель, часто выражен в виде резинового кольца;
- рычаг, которым поворачивают клапан вокруг своей оси.
Пример схемы затвора
Затворы не обеспечивают высокую герметичность, поэтому их чаще применяют в системах с трубами большого диаметра или низким давлением. К ним относят газо- и воздухопроводы, а также системы вентиляции.
Благодаря компактным размерам и небольшой массе затвор легко монтировать, заменять уплотняющий материал или ремонтировать. К недостаткам относят низкий крутящий момент отдельных моделей и сложность в очистке трубопровода.
Разница в применении
Изделия отличаются механизмом действия: если в затворе дисковый клапан вращается вокруг своей оси, то в задвижке движение происходит слева/направо или снизу/вверх. Это помогает плавно выставить положение барьера в процентном соотношении и снизить нагрузку на сеть.
К другим различиям относятся:
- уровень герметичности и предельное рабочее давление сети;
- скорость перевода в разные положения;
- легкость установки и технического обслуживания;
- сферы и области применения.