Содержание
- Применение регулирующей арматуры
- Где устанавливается запорная арматура
- Запорная арматура в качестве регулирующей
Управление работой трубопровода, как механическое, так и удаленное, осуществляется с помощью специальной арматуры. Устройства используют для перекрывания, перенаправления, аварийного сброса или отключения, регуляции отдельных показателей: температуры, давления, напора.
Классификация типов арматуры приведена в ГОСТ 24856-2014. Основные виды:
- Запорная: для остановки потока, различается по классам герметичности;
- Обратная: предотвращает движение в обратном направлении;
- Предохранительная: при экстремальном давлении производит сброс избытка среды;
- Распределительная: обеспечивает движение потока в заданном направлении;
- Смесительная: для смешивания сред;
- Регулирующая: для изменения расхода или условного прохода трубопровода;
- Фазоразделительная: разделяет потоки сред, состоящие из двух фаз;
- Отключающая: перекрывает трубопровод при аварии.
Принцип действия регулирующей арматуры заключается в стабилизации одного из параметров среды за счет изменения проходного отверстия. Регулирующий клапан перекрывает часть потока и нормализует рабочее давление. Смесительный клапан, изменяя положение плунжера, задает пропорции одновременно для двух сред, например, холодной и горячей воды. В настоящее время вся регулирующая арматура получает команды от контроллеров, лишь иногда можно встретить ручное управление. Регуляторы давления всегда оснащены пневмоприводом.
Принцип работы запорной арматуры: полное перекрытие потока запирающим элементом с заданной степенью герметичности. В конструкции кранов, клапанов, дисков затвора – функцию запирания выполняют тела вращения, меняющие положения вокруг своей оси. Задвижка останавливает поток шибером, который движется перпендикулярно трубопроводу. Герметичность обеспечивают уплотнители.
![]() |
Принцип действия запорной арматуры
Применение регулирующей арматуры
Основная функция регуляторов: обеспечение нормальной работы инженерных сетей. К ним не всегда предъявляется требования герметичности. Критериями при выборе устройств являются пропускные характеристики и относительная утечка. В различных отраслях промышленности регулирующая арматура помогает поддерживать штатный режим, безопасную эксплуатацию и экономичный расход.
Места установки регуляторов зависят от типа их задач. При проектировании предусматриваются участки контроля на вводах и секциях. Расчеты включают:
- характеристики прочности;
- нормативные показатели;
- возможные перепады давления и температуры в сети.
Где устанавливается запорная арматура
Запорные устройства предназначены для полного отключения потока. Герметичность обеспечивается с помощью пружинистых уплотнителей. Например, при транспортировке опасных сред и пара необходима полная герметизация, в некоторых сферах есть допуски нормативных утечек.
![]() |
Запорные задвижки для трубопроводов
Запорную арматуру устанавливают:
- на каждом ответвлении от магистрального трубопровода;
- на участках сети, для проведения ремонтных и сервисных работ;
- на каждом вводе (пример в МКД: в подвале, у основания стояка, на каждые 5 разборных точек, в квартире);
- перед приборами и агрегатами специального назначения (производственными, опытными);
- перед наружными поливочными кранами.
До 80% арматуры в трубопроводной системе относится к запорной. Но ее нормальную работу нельзя обеспечить без регуляторов.
Запорная арматура в качестве регулирующей
Стандарт запрещает замену одного типа арматуры другим, так как устройства выполняют разные функции. К изделиям предъявляют комплекс требований: их можно дополнять, но усложнение конструкций недопустимо. Эксплуатация не должна сопровождаться значительными расходами, частым обслуживанием, регулировками.
ГОСТ 24856-2014 выделяет отдельный тип устройств «запорно-регулирующие». Одно устройство может выполнять две задачи. Для каждого изделия и объекта определяют показатели безопасности и срок службы. Применение данного типа может быть сопряжено с повышенными нагрузками, частыми заменами, в то время как разделение функций повышает безопасность при эксплуатации.