Содержание
- Оборудование для испытаний трубопроводной арматуры
- Неисправности трубопроводной арматуры и их устранение
Конструкция любой магистрали подразумевает наличие дополнительных устройств, которые регулируют поток и меняют траекторию движения веществ. К этим устройствам, независимо от сферы применения трубопровода, предъявляются технические требования.
К общим требованиям к трубопроводной арматуре технологических трубопроводов можно отнести следующие параметры:
- герметичность;
- прочность конструкции;
- способность выдерживать нагрузки без последующей деформации;
- отсутствие застойных зон, полостей;
- ремонтопригодность;
- простота и удобство в обслуживании.
Требования к окраске трубопроводной арматуры изложены в ГОСТ Р 52760-2007. По стандарту продукция из чугуна должна быть покрыта черной краской. Стальным изделиям соответствует свой цвет в зависимости от типа стали:
- углеродистая – серый;
- легированная – синий;
- жаропрочная и высоколегированная – голубой.
Маркировка изделий – это параметр, который помогает разобраться в основных характеристиках изделия, а также соотнести продукцию с соответствующим ГОСТом.
Требования к маркировке деталей трубопровода включают шесть пунктов. На изделии должны быть указаны:
- тип ТА;
- вид материала корпусных изделий;
- тип привода;
- номер изделия по ЦКБА;
- вид материала уплотнительных прокладок;
- тип покрытия внутренних поверхностей корпуса.
Пример маркировки: 30с41нж Ду150.
Первые две цифры и буква обозначают стальную задвижку. Цифра 41 – номер модели. Сокращение «нж» говорит о том, что уплотнительные детали выполнены из нержавеющей стали. Ду 150 – номинальный диаметр, равный 150 мм.
Оборудование для испытаний трубопроводной арматуры
Детали трубопроводной арматуры испытывают по категориям. Основные методы технического контроля: визуальный и измерительный. Испытания бывают: основные, дополнительные, специальные.
При основной проверке деталей трубопроводов проводят пневматическое испытание узлов и гидравлические испытания. В ходе тестов определяют прочность элементов, а также плотность материала в стыках, где происходит нагрузка. Дополнительно проверяют герметизацию затвора, подвижных и неподвижных соединений.
Испытательный стенд кранов шаровых
К категории «дополнительные» относят испытания трубопроводной арматуры на огнестойкость. К специальным испытаниям причисляют климатические и механические. Например, воздействие морского тумана, холодоустойчивости, влияния вибраций, ударов.
При осмотре используют компрессорные установки, переносные насосы, стенды и др.
Неисправности трубопроводной арматуры и их устранение
Самым опасным случаем считают критический отказ трубопроводной арматуры. Последствия поломки влияют на жизнь и здоровье людей, причиняют ущерб экологии, наносят убытки частному или государственному имуществу.
Рассмотрим несколько основных неисправностей, их возможные причины, а также способы их устранения.
Пропуск среды при закрытом запорном органе:
- Причины – недостаточное усилие на маховике или потеря герметичности у уплотнительных поверхностей запорного крана (по причине износа или наличия повреждений).
- Способы устранения: в случае с маховиком увеличивают усилия до расчетных значений; при разгерметизации заменяют уплотнительные кольца, устраняют трещины, вмятины.
Пропуск среды через сальник:
- Причины – износ элемента или недостаточное уплотнение набивки сальника.
- Способы устранения – замена детали, повышение плотности набивки.
Течь или потение корпусных деталей:
- Причины – неисправность литья.
- Способы устранения – заварить, зачистить дефектные места.
Аварийные ситуации зачастую возникают при отогреве трубопроводной арматуры. При восстановлении запрещено использовать открытый огонь или электрические приборы. Целесообразнее проводить отогрев с помощью горячей воды или водяного пара.