Содержание
Что такое задвижка
Полное или частичное перекрытие трубопроводов невозможно без запорно-регулирующей арматуры. Одной из её разновидностей выступает задвижка. Конструкция устройства дает возможность перекрывать трубы большого диаметра со сравнительно небольшим усилием. Изделие выдерживает воздействие широкого диапазона температур и совместимо со средами высокой степени агрессивности.
Фотография задвижек для трубопровода
В этой статье мы отвечаем на вопросы: что такое задвижка на трубы, из чего ее делают и как она сконструирована.
Для чего нужны задвижки
Арматура меняет направление рабочих потоков, диаметр прохода для контроля за расходом ресурсов, регулирует давление в системе. Задвижки используют для перекрытия подачи транспортируемых веществ. Это открывает доступ для ремонта и техобслуживания:
- водо- и газопроводов в жилом хозяйстве;
- канализационных, отопительных систем;
- магистралей пищевой, химической, нефтегазовой, энергетической отраслей.
Рабочее давление в трубопроводах с задвижками не должно превышать 25 МПа, температура – +565 °C. Возможные диаметры труб – 15-2000 мм.
Из чего состоит задвижка
Материалы для производства арматуры – чугун, сталь. Латунные, бронзовые детали выполняют в муфтовом исполнении с небольшим условным диаметром и применяют редко.
- Чугунные задвижки более устойчивы к коррозии, но не выдерживают больших нагрузок, высоких температур. Давление в системе не должно превышать 10 бар. Регулировку потока транспортируемых веществ производят в двух положениях – «открыто», «закрыто».
- Стальные элементы работают с агрессивными средами, выдерживают перепады давления и температур.
Принцип действия запорного элемента влияет на конструкцию задвижки. Она бывает клиновая, шиберная, параллельная или шланговая. Выдвижной шпиндель (винтовой шток) может находится внутри либо снаружи корпуса.
- Корпус с крышкой, внутри которого располагается затвор и движется рабочая среда. Может быть цельнолитой или разборный. Соединение детали с магистралью происходит с помощью входного и выходного патрубков. Монтаж производят фланцами, муфтами или свариванием. На корпусе указывают: фирму-производитель, рабочие температуры, диаметр проходного отверстия, допустимое давление. Между корпусной частью и крышкой кладут уплотнительную прокладку.
- Запорный узел, в который входят два седла и затвор в виде клина, шибера, дисков или трубы. Седла могут располагаться друг к другу параллельно или под углом. Их уплотнительные поверхности соединяются с запирающими пластинами.
- Приводная система – инструмент для перемещения затвора. Состоит из резьбовой пары шпинделя (ходового узла) и ходовой гайки, которые образуют резьбовую пару, маховика. Шток соединяется с затвором внутри корпуса, проходит через крышку. На деталь надета упорная шайба сальникового уплотнения.
Устройство разделяют по способу управления: с ручным (маховик), электрическим, гидравлическим, электромагнитным или пневматическим приводом. Крупногабаритные задвижки оснащают редукторами, что позволяет перемещать затвор с меньшими усилиями.